Мультимедиа

© А.В. Ильин, 2010

□ МУЛЬТИМЕДИА (англ. multimedia, от лат. multum − много и medium − среда) программно-аппаратные средства формирования, передачи, приёма и воспроизведения сообщений, включающих текст,  неподвижные изображения, анимацию, аудио, видео и др. □

См. TSM – комплекс средств формализации гипермедийных описаний s-моделей.

М. воздействуют одновременно на неск. органов чувств человека, что способствует более эффективному восприятию сообщений. Параллельно с совершенствованием информационных технологий построения, передачи, приёма и воспроизведения М.-сообщений, включающих композиции аудио- и визуальных символов, интенсивно развиваются технологии, реализующие композиции, включающие тактильные и запаховые виды символов (см. S-символ). Напр., существуют спец. костюмы (напр., в системах виртуальной реальности и др.), позволяющие обмениваться М.-сообщениями, содержащими тактильные символы. Разработаны тестовые варианты М.-синтезаторов ароматов, проводятся эксперименты с вкусовыми символами.

Компьютеры и компьютерные устройства (смартфоны, цифровые камеры и др.), предназначенные для создания, передачи, приёма и воспроизведения М.-сообщений, часто называют М.-устройствами. Важная характеристика М.-программ (напр., редакторов для создания М.-сообщений, браузеров, программ электронной почты, медиаплееров) − интерактивность (см. Интерактивный режим), позволяющая человеку управлять программой в процессе её выполнения. Совр. средства работы с М.-сообщениями рассчитаны на широкий круг пользователей, в т.ч. обладающих лишь начальными знаниями об информац. технологиях. Если элементы М.-сообщения составляют связанную структуру, по которой пользователь может перемещаться в интерактивном режиме, то такое сообщение называют гипермедийным. В частности, гипермедийные сообщения используются для формирования содержимого веб-сайтов.

В 1993 Т. Воган (США) впервые определил М. как любую комбинацию текста, графики, звука, анимации и видео, созданную с помощью компьютера (по сути это было определение М. сообщения). С кон. 20 в. М. широко применяются в разл. областях человеч. деятельности. Так, в телекоммуникациях используются М.-средства видеосвязи, обмен М.-сообщениями посредством мобильной связи, электронной почты и др. Совр. системы автоматизир. проектирования, основанные на передовых М., обусловили неуклонный рост производительности труда при проектировании машин, строит. и др. объектов. В разл. областях науки М. используют при моделировании изучаемых объектов. С помощью М. формируются системы виртуальной реальности, широко применяемые в разл. тренажёрах и симуляторах (медицинских, транспортных, военных, спортивных и др.), а также в компьютерных играх − для имитации реальной окружающей среды. М. используются при произ-ве видеоклипов и фильмов (напр., для создания разл. спецэффектов), при подготовке видеорепортажей, а также в средствах онлайн обучения и тестирования (в т.ч. дистанционного) и др. Широкое распространение в науке, образовании, промышленности, торговле и др. областях получили М. презентации разл. изобретений, проектов, товаров и др.

Лит.: Ильин А.В., Ильин В.Д. Основы теории s-моделирования, М.: ИПИ РАН, 2009.

____________________________________________

Эта статья — в сети ResearchGate

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s